Как проверить работу АКПП при покупке подержанного авто


Categories :

Приобретение подержанного автомобиля – ответственное решение, требующее тщательной проверки всех систем, включая автоматическую коробку передач (АКПП)․ Неисправности АКПП могут привести к дорогостоящему ремонту․ Поэтому перед покупкой необходимо провести комплексную диагностику, обратив внимание на историю обслуживания и пробег автомобиля․ Не пренебрегайте профессиональной проверкой, это убережет вас от неприятных сюрпризов в будущем․

Визуальный осмотр и проверка уровня масла

Начните с визуального осмотра поддона АКПП․ Обратите внимание на наличие подтеков масла – свежих или застарелых․ Масляные пятна свидетельствуют о возможных проблемах с герметичностью системы, что может говорить о необходимости ремонта․ Проверьте состояние самого поддона⁚ нет ли на нем вмятин, царапин или других повреждений, которые могли бы указывать на удар или механическое воздействие․ Загрязнение поддона также может свидетельствовать о неисправностях․

Далее, необходимо проверить уровень масла в АКПП․ Для этого найдите щуп (если он есть – не все АКПП оснащены щупами) и извлеките его․ Проверьте уровень масла по меткам на щупе․ Уровень должен находиться между метками «Min» и «Max»․ Обратите внимание на цвет и запах масла․ Свежее масло должно быть красного цвета и иметь характерный запах․ Темное, черное или пахнущее гарью масло говорит о необходимости замены и может указывать на износ фрикционов или перегрев коробки․ Густое или слишком жидкое масло также может быть признаком проблем․ Если щупа нет, то уровень масла придется проверять через специальное контрольное отверстие (с помощью специального приспособления, которое обычно есть у специалистов по ремонту АКПП)․ Недостаток или избыток масла могут серьезно повлиять на работу автоматической коробки передач․ Неправильный уровень масла может приводить к преждевременному износу компонентов АКПП и выходу ее из строя․

Если вы обнаружили какие-либо отклонения от нормы – подтеки, повреждения поддона, нехарактерный цвет или запах масла, или неправильный уровень – это повод для более тщательной проверки и, возможно, отказа от покупки автомобиля или торга о снижении цены с учетом необходимых ремонтных работ․ Помните, что замена масла в АКПП – это дорогостоящая процедура, а серьезный ремонт может обойтись в значительную сумму․

Проверка работы АКПП на холостом ходу

Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут на холостом ходу․ Обратите внимание на работу двигателя и на поведение рычага селектора АКПП․ Двигатель должен работать ровно, без рывков и вибраций․ Рычаг селектора должен перемещаться плавно и без заеданий между положениями P (паркинг), R (реверс), N (нейтраль), D (драйв) и другими режимами, если они есть (например, L – низкая передача, 2 – вторая передача, и т․д․)․ Затрудненное переключение или рывки могут указывать на проблемы с гидравлической системой или электроникой АКПП․

После того, как двигатель прогрелся до рабочей температуры (обычно это занимает несколько минут), попробуйте переключать селектор между положениями P, R, N и D несколько раз․ Обратите внимание на характер переключений․ Они должны быть плавными и без рывков, ударов или шумов․ Любые посторонние звуки, такие как гул, свист, стуки или дребезжание, могут свидетельствовать о наличии неисправностей внутри коробки передач․ Например, гул может быть признаком износа подшипников, а стуки – признаком повреждения шестерен или других механических элементов․

Оцените работу автоматического режима переключения передач․ На холостом ходу, конечно, невозможно полноценно оценить работу АКПП в разных режимах, но можно заметить некоторые неисправности․ Например, если при переключении селектора в положение D двигатель начинает резко менять обороты, это может указывать на проблемы с датчиками или электронным блоком управления АКПП․ Также обратите внимание на работу системы блокировки гидротрансформатора․ При замедлении оборотов двигателя после переключения в режим D и последующем нажатии на педаль тормоза, должно чувствоваться легкое сопротивление․ Отсутствие такого сопротивления может говорить о неисправности блокировки гидротрансформатора․

Все эти наблюдения на холостом ходу – лишь предварительная проверка, которая поможет выявить явные неисправности․ Более глубокую диагностику необходимо провести в движении․

Проверка работы АКПП в движении

После проверки на холостом ходу, необходимо оценить работу АКПП в движении․ Начните с плавного разгона, постепенно увеличивая скорость․ Обращайте внимание на плавность переключения передач․ Переключения должны происходить незаметно, без рывков, толчков или ударов․ Любые резкие изменения скорости или вибрации могут свидетельствовать о проблемах в работе АКПП․ Проверьте все передачи, убедитесь, что переключения происходят во всех режимах плавно и без задержек․

Далее, попробуйте резко ускориться, имитируя обгон․ АКПП должна быстро и адекватно реагировать на увеличение нагрузки, переключаясь на пониженные передачи․ Замедляйте скорость плавно, без резкого торможения․ Обращайте внимание на работу коробки при снижении скорости․ Переключения на более высокие передачи должны быть плавными и происходить в оптимальном режиме․ Проверьте работу АКПП на разных скоростях, в т․ч․ на низких и высоких․ На низких скоростях может проявляться проблема с переключением на первую передачу, а на высоких – проблемы с переключением на верхние передачи․

Обратите внимание на наличие посторонних шумов во время движения․ Свист, гул, стуки или вибрации могут указывать на износ подшипников, повреждение шестерен или другие механические проблемы․ Проведите тест на разных дорожных покрытиях – асфальте, гравии, грунтовке․ Это поможет выявить скрытые неисправности, которые могут проявиться только при нагрузке на коробку передач на различных поверхностях․ Попробуйте проехать по неровной дороге, чтобы проверить реакцию АКПП на вибрации и удары․

Если во время движения вы заметили какие-либо неисправности, например, проскальзывание, задержки в переключении, посторонние шумы или вибрации, то необходимо отказаться от покупки автомобиля или провести более глубокую диагностику в специализированном сервисном центре․ Не стоит рисковать и покупать автомобиль с проблемами в АКПП, поскольку ремонт может оказаться очень дорогим․