Устройство двигателя автомобиля с картинками
Двигатель автомобиля является сложным механизмом, преобразующим химическую энергию топлива в механическую энергию, приводящую в движение транспортное средство․ В его основе лежит ряд взаимосвязанных систем и компонентов, каждый из которых выполняет определенную функцию․
Блок цилиндров и ГБЦ
Блок цилиндров является основой двигателя, в котором размещаются цилиндры, рабочие камеры, в которых движуться поршни․ Он изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава и обеспечивает прочность и жесткость конструкции․ Внутри цилиндров имеются каналы для циркуляции охлаждающей жидкости, обеспечивающей отвод тепла от стенок цилиндров․
Головка блока цилиндров (ГБЦ) устанавливается на блок цилиндров и закрывает цилиндры сверху․ Она изготавливается из алюминиевого сплава или чугуна и содержит камеры сгорания, клапаны, распределительные валы и свечи зажигания (в бензиновых двигателях) или форсунки (в дизельных двигателях)․ ГБЦ обеспечивает герметичность камер сгорания и направляет поток газов во время рабочего цикла двигателя․
Блок цилиндров и ГБЦ соединяются между собой с помощью шпилек или болтов, образуя герметичное пространство внутри цилиндров․ В совокупности они образуют замкнутую систему, в которой происходят процессы сгорания топлива, расширения газов и движения поршней․
Основные функции блока цилиндров и ГБЦ⁚
- Обеспечение прочности и жесткости конструкции двигателя
- Размещение цилиндров, в которых движутся поршни
- Формирование камер сгорания
- Обеспечение герметичности рабочего пространства
- Размещение элементов газораспределительного механизма (клапанов, распределительных валов)
- Отвод тепла от стенок цилиндров
Поршневая группа
Поршневая группа является одним из важнейших элементов двигателя внутреннего сгорания․ Она отвечает за преобразование возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала․ Поршневая группа состоит из следующих основных компонентов⁚
- Поршни — цилиндрические детали, движущиеся внутри цилиндров․ Они воспринимают давление газов, возникающее при сгорании топлива, и передают его на шатуны․
- Шатуны — стержни, соединяющие поршни с коленчатым валом․ Они обеспечивают передачу усилия от поршней к коленчатому валу и преобразуют возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение вала;
- Коленчатый вал — вал с коленчатой формой, преобразующий возвратно-поступательное движение поршней во вращательное движение․ На шейки коленчатого вала устанавливаются шатуны․
- Поршневые кольца — упругие кольца, устанавливаемые в канавках на поршнях․ Они обеспечивают герметичность между поршнями и стенками цилиндров, предотвращая утечку газов и масла․
Поршневая группа работает в условиях высоких температур и давления, поэтому для ее изготовления используются специальные материалы, такие как алюминиевые сплавы, чугун и сталь․ Компоненты поршневой группы должны обладать высокой прочностью, износостойкостью и теплопроводностью․
Основные функции поршневой группы⁚
- Преобразование возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала
- Обеспечение герметичности рабочего пространства
- Передача давления газов от поршней к коленчатому валу
Газораспределительный механизм
Газораспределительный механизм (ГРМ) отвечает за своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов двигателя․ Это необходимо для обеспечения правильного процесса газообмена в цилиндрах⁚ подачи в них свежей топливовоздушной смеси и отвода отработанных газов․ ГРМ состоит из следующих основных компонентов⁚
- Распределительный вал — вал с кулачками, которые при вращении воздействуют на клапаны, открывая и закрывая их․
- Клапаны — тарельчатые детали, установленные в головке блока цилиндров․ Они открываются и закрываются, обеспечивая подачу и выпуск газов․
- Толкатели, элементы, передающие усилие от распределительного вала к клапанам․ Существуют различные типы толкателей, такие как коромысла, гидрокомпенсаторы и т․д․
- Привод ГРМ — система, обеспечивающая вращение распределительного вала․ Привод может быть ременным, цепным или шестеренчатым․
ГРМ работает в тесной координации с поршневой группой․ Открытие и закрытие клапанов должно происходить в строго определенные моменты цикла работы двигателя, чтобы обеспечить оптимальное наполнение цилиндров смесью и эффективное удаление отработанных газов․
Основные функции газораспределительного механизма⁚
- Своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов
- Обеспечение правильного газообмена в цилиндрах
- Координация работы поршневой группы и ГРМ