Автоматическая коробка передач: устройство и принцип работы


Categories :

Автомобиль ВАЗ-21099, известный как «АвтоВАЗ-Сенс», часто комплектовался механической коробкой передач․ Однако, встречались модификации и с автоматической трансмиссией, хотя и не столь распространёнными․ Конструкция АКПП в таких автомобилях, как правило, представляла собой классическую гидромеханическую систему, включающую в себя гидротрансформатор, планетарные механизмы и систему управления․

Устройство автоматической коробки передач

Хотя ВАЗ-21099 «Сенс» преимущественно оснащался механической коробкой передач, встречаются редкие экземпляры с автоматической трансмиссией․ Устройство такой АКПП, как правило, представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких основных компонентов․ В первую очередь, это гидротрансформатор — устройство, преобразующее вращательное движение двигателя в плавное вращение выходного вала коробки передач․ Гидротрансформатор состоит из насосного колеса, турбинного колеса и статора, взаимодействующих между собой посредством потока рабочей жидкости․ Это обеспечивает плавное трогание с места и эффективное использование крутящего момента двигателя․

Далее, ключевым элементом является планетарный механизм․ Он состоит из солнечной шестерни, сателлитов и коронной шестерни, соединенных между собой таким образом, что позволяют изменять передаточные числа путем блокировки или разблокировки определенных элементов․ Планетарный механизм обеспечивает переключение передач, изменяя отношение вращения входного и выходного валов․ Для управления планетарным механизмом используется система управления, которая включает в себя электронный блок управления (ЭБУ), датчики скорости, датчики положения селектора и другие датчики․

Кроме того, в состав автоматической коробки передач входят гидравлический блок управления, который регулирует поток рабочей жидкости, и множество других компонентов, таких как масляный насос, фильтр, и различные клапаны․ Вся система работает в тесной взаимосвязи, обеспечивая плавное и эффективное переключение передач․ Важно отметить, что конкретная конструкция АКПП может варьироваться в зависимости от производителя и модели автомобиля, но основные принципы работы остаются неизменными․ В случае с «АвтоВАЗ-Сенс» с автоматической коробкой передач, вероятно, использовалась модель, аналогичная тем, что устанавливались на другие автомобили ВАЗа или иностранного производства․

Принцип работы автоматической коробки передач

Принцип работы автоматической коробки передач в автомобиле ВАЗ-21099 «Сенс», если такая модификация существовала, основан на взаимодействии гидротрансформатора и планетарного механизма, управляемых электронным блоком управления (ЭБУ)․ Двигатель вращает насосное колесо гидротрансформатора, создавая поток рабочей жидкости․ Этот поток воздействует на турбинное колесо, передавая крутящий момент на планетарный механизм․ Статор в гидротрансформаторе управляет потоком жидкости, обеспечивая эффективное преобразование крутящего момента и плавное трогание с места․

Электронный блок управления (ЭБУ) на основе данных от различных датчиков (скорость автомобиля, положение дроссельной заслонки, частота вращения двигателя и др․) определяет необходимую передачу․ Он посылает сигналы на гидравлический блок управления, который в свою очередь регулирует поток рабочей жидкости в планетарном механизме․ Это приводит к блокировке или разблокировке определенных элементов планетарного механизма, изменяя передаточное число и обеспечивая переключение передач․ Процесс переключения происходит плавно и незаметно для водителя․

В зависимости от режима движения (например, «D» — движение вперед, «R» — задний ход, «N», нейтраль, «P» — парковка) ЭБУ выбирает оптимальную передачу, минимизируя потери энергии и обеспечивая комфортное управление автомобилем․ Важно отметить, что в реальных условиях работа АКПП более сложна и включает в себя множество дополнительных алгоритмов и функций, направленных на оптимизацию работы трансмиссии․ Например, система может включать в себя функцию kick-down, позволяющую резко снизить передачу для быстрого разгона․ Система также учитывает нагрузку на двигатель и другие факторы для оптимального выбора передаточного числа․

Преимущества и недостатки автоматических коробок передач

Автоматические коробки передач, применяемые (гипотетически) в некоторых модификациях ВАЗ-21099 «Сенс», обладают как плюсами, так и минусами․ Комфорт управления – неоспоримый плюс․ Однако, по сравнению с механикой, АКПП обычно менее экономична и может иметь более высокую стоимость ремонта и обслуживания․