Автомобиль ВАЗ-2121 Нива Устройство и Ремонт
Автомобиль ВАЗ-2121 «Нива»⁚ Устройство и Ремонт
Легендарный внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» – автомобиль, завоевавший сердца миллионов благодаря своей неприхотливости и проходимости. Рама лестничного типа, независимая подвеска всех колес, компактные размеры – вот лишь некоторые особенности конструкции, обеспечивающие высокую проходимость по бездорожью. Надежность и простота обслуживания сделали «Ниву» популярной как среди опытных водителей, так и среди новичков. Данное руководство поможет вам разобраться в устройстве этого автомобиля и выполнить необходимые ремонтные работы.
Обзор конструкции автомобиля ВАЗ-2121 «Нива»
ВАЗ-2121 «Нива» представляет собой компактный внедорожник с несущей конструкцией кузова, обеспечивающей хорошую жесткость и прочность. Кузов сварной, выполнен из листовой стали, окрашенной в заводских условиях. Характерная особенность – трёхдверная компоновка, обеспечивающая оптимальное соотношение размеров и вместительности. Внутреннее пространство достаточно просторное для пяти пассажиров, хотя задние сиденья не отличаются большим комфортом при длительных поездках. Багажное отделение относительно небольшое, но его объем можно увеличить за счет сложенных задних сидений.
Подвеска автомобиля независимая на всех колесах, что положительно сказывается на управляемости и плавности хода по сравнению с мостами. Спереди установлены рычажные подвески, а сзади – пружинные подвески с продольными рычагами. Такая конструкция обеспечивает хороший ход подвески, что важно для преодоления препятствий на бездорожье. Рулевое управление реечного типа, снабжено гидравлическим усилителем, облегчающим управление на низких скоростях и в сложных дорожных условиях. Тормозная система включает в себя дисковые тормоза спереди и барабанные сзади, обеспечивая надежное торможение.
Конструкция «Нивы» предусматривает наличие системы полного привода с возможностью подключения переднего моста. Это позволяет адаптироваться к различным дорожным условиям, обеспечивая высокую проходимость. Переключение режимов полного привода осуществляется с помощью рычага, расположенного в салоне автомобиля. Несмотря на свою относительную простоту, конструкция «Нивы» достаточно надежна и ремонтопригодна. Доступность запчастей и относительная простота их замены делают ремонт и техническое обслуживание автомобиля достаточно недорогим. Однако, некоторые узлы и агрегаты требуют регулярного технического обслуживания для поддержания оптимальной работоспособности.
В целом, конструкция ВАЗ-2121 «Нива» является удачным сочетанием простоты, надежности и проходимости, что объясняет популярность этой модели на протяжении многих лет. Ее особенности делают ее незаменимым помощником в различных условиях эксплуатации, от городских дорог до сложного бездорожья. Однако, перед покупкой необходимо учитывать возраст автомобиля и состояние его основных узлов и агрегатов.
Двигатель⁚ устройство, обслуживание и ремонт
ВАЗ-2121 «Нива» комплектовалась различными двигателями на протяжении своего жизненного цикла, но наиболее распространенным является рядный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель объемом 1,7 литра. Это бензиновый двигатель с верхним расположением распределительного вала (OHC), отличающийся относительно простой конструкцией и высокой надежностью. Блок цилиндров чугунный, головка блока цилиндров – алюминиевая. Система смазки комбинированная, с масляным насосом шестеренчатого типа. Система охлаждения жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
Система питания карбюраторная, что требует от водителя определенных навыков в настройке и обслуживании. Карбюратор чувствителен к качеству топлива и требует периодической регулировки. Запуск двигателя осуществляется с помощью электростартера. Система зажигания контактная или бесконтактная (в зависимости от года выпуска), обеспечивающая искрообразование в свечах зажигания. Выхлопная система включает в себя выпускной коллектор, выпускной тракт и глушитель.
Обслуживание двигателя включает в себя регулярную замену масла и масляного фильтра, проверку уровня охлаждающей жидкости, замену воздушного фильтра, проверку состояния свечей зажигания и высоковольтных проводов, а также регулировку карбюратора. Ремонт двигателя может потребовать замены отдельных деталей, таких как поршневые кольца, вкладыши шатунов и коренных подшипников, прокладки головки блока цилиндров, распределительный вал и другие компоненты. Сложные ремонтные работы лучше доверить квалифицированным специалистам.
Часто встречающиеся неисправности двигателя ВАЗ-2121 включают в себя проблемы с карбюратором (нестабильный холостой ход, плохой запуск), износ поршневой группы (повышенный расход масла, потеря мощности), неисправности системы зажигания (пропуски зажигания), и проблемы с системой охлаждения (перегрев двигателя). Для предотвращения серьезных поломок необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и следить за состоянием всех систем двигателя. Правильная эксплуатация и своевременный ремонт помогут продлить срок службы двигателя и обеспечить бесперебойную работу автомобиля. Диагностика неисправностей может быть проведена как самостоятельно, с помощью простых инструментов, так и на специализированном автосервисе с использованием профессионального оборудования.
Важно помнить, что работа с двигателем требует осторожности и соблюдения правил техники безопасности. При проведении ремонтных работ рекомендуется использовать соответствующие инструменты и защитное оборудование.
Трансмиссия и система полного привода⁚ особенности и ремонт
Система полного привода ВАЗ-2121 «Нива» – одна из ключевых особенностей этого автомобиля, обеспечивающая его высокую проходимость. Она представляет собой постоянный полный привод с межосевым дифференциалом, который распределяет крутящий момент между передним и задним мостами. Однако, в отличие от многих современных систем полного привода, межосевой дифференциал в «Ниве» не имеет блокировки, что может приводить к пробуксовке колес на скользких поверхностях. Для повышения проходимости на сложных участках используется понижающая передача, которая включается при помощи рычага раздаточной коробки.
Трансмиссия ВАЗ-2121 состоит из пятиступенчатой механической коробки передач, раздаточной коробки и двух карданных валов. Коробка передач обеспечивает переключение передач, раздаточная коробка распределяет крутящий момент между передним и задним мостами, а карданные валы передают крутящий момент от раздаточной коробки к мостам. Конструкция трансмиссии достаточно проста и надежна, но требует регулярного технического обслуживания, включающего в себя замену масла в коробке передач и раздаточной коробке, проверку состояния карданных валов и крестовин.
Ремонт трансмиссии может потребовать замены отдельных деталей, таких как подшипники, сальники, синхронизаторы, шестерни и другие компоненты. Сложные ремонтные работы, например, ремонт раздаточной коробки, лучше доверить квалифицированным специалистам. Неправильный ремонт может привести к серьезным поломкам и выходу из строя всей системы полного привода.
Основные неисправности трансмиссии ВАЗ-2121 включают в себя⁚ повышенный шум в коробке передач или раздаточной коробке (может свидетельствовать о износе подшипников или шестерен), трудности с переключением передач (может быть связано с износом синхронизаторов или нехваткой масла), вибрации на высоких скоростях (может указывать на проблемы с карданными валами или крестовинами), протечки масла из коробки передач или раздаточной коробки (свидетельствует о повреждении сальников или прокладок). Для предотвращения серьезных поломок необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и следить за состоянием всех компонентов трансмиссии.
При работе с трансмиссией необходимо соблюдать правила техники безопасности. Перед началом работы следует обесточить автомобиль и зафиксировать его надежно. Для выполнения ремонтных работ потребуются специальные инструменты и знания. В случае возникновения сложных проблем рекомендуеться обратиться к квалифицированным специалистам.